Христианские мотивы в поэме Блока «Двенадцать»

Казалось бы, такие произведения, как поэма Блока «Двенадцать», перечитанные не раз и не два, изучены до последней самой маленькой детали. Но процессы, происходящие в обществе, пробуждают от спячки наши умы и сердца. А это, в сою очередь, порождает желание взглянуть на многие явления с другой стороны. Думаю, что нечто подобное произошло с поэмой Блока.

Долгие годы это произведение считалось «гимном революции». Ведь его герои – красногвардейцы, разрушающие старый мир. И сразу же возникает вопрос: какое отношение к содержанию поэмы имеет образ Иисуса Христа и каково его значение? Именно эти вопросы станут темой моего сочинения. Бесспорно одно: Блок неслучайно ввел в поэму этот образ, восходящий к общечеловеческим нравственным ценностям. Итак, 12 красногвардейцев грозно шагают, патрулируя ночные улицы Петрограда. Двенадцать – это те, кто должен нести миру свободу, счастье и справедливость. А что несут двенадцать красногвардейцев Блока, идущие «без креста», 2державным шагом», «держа винтовки», стреляя в «Святую Русь»? Они несут разрушение, раздувая «мировой пожар в крови». Но ведь человек, вступивший на путь разрушения, должен начать в первую очередь с разрушения самого себя. Только после этого возможно разрушение внешнего мира. А это, по-моему, уже не имеет значения, поскольку главное – собственные нравственные устои – уже разрушено. Как же стыкуются идеалы этих людей с реальной непридуманной действительностью?

Жизнь, несмотря на революцию, продолжается: кто-то кого- то любит, кто-то кому-то изменяет. Ведь человек, даже в периоды социальных катаклизмов, остается человеком со всеми своими достоинствами и недостатками. Только что за дело двенадцати до тех, кто путается у них под ногами, не понимая величия и ответственности момента и мешая «державно» двигаться вперед? Трагедия изменившей Петрухе Катьки, разворачивающаяся у них на глазах, вызывает только досаду:

Не такое нынче время,

Чтобы нянчиться с тобой!

Потяжеле будет бремя

Нам, товарищ дорогой!

А что же может быть тяжелее в нравственном плане, чем выстрел без суда и следствия?

В поэме автор создает жуткую картину бездуховности. Лущить семечки, чесать темячко и полоснуть ножичком – это, оказывается, явления одного порядка для героев Блока. Да, совершается акт исторически справедливый – рушится старый мир. Но что идет ему на смену? Мир ещё большего насилия? Мир полного духовного одичания, забвения самого себя? Кто же покажет людям путь к нравственным ценностям? Конечно же, Иисус Христос. Поэтому неслучайно, что вместе с красногвардейцами, а вернее, впереди, невидимый ими и, как они считают, абсолютно им не нужный, идет Иисус Христос.

…Так идут державным шагом –

Позади  — голодный пес,

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди Иисус Христос.

Христос не вправе оставить слабое, им совершенное творение – человека – наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан. Ибо если Он с ними, то есть все же надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступят миру добра и света. А без него такой надежды быть не может. Наверное, поэма, начинающаяся с черного цвета, заканчивается все-таки белым. У Христа «белый венчик из роз». Но это и необычно, потому что в Евангелии Иисус Христос в терновом венце, что символизирует его муки и страдания. Однако для Блока это не главное: поэту важнее, что Христос как высший идеал нравственной чистоты несет в жизнь новую веру. И конечно, смысл последних строк поэмы заключается не в том, что Христос «в белом венчике» несет «кровавое знамя» и тем самым оправдывает насилие. А смысл в том, что блоковский Иисус хоть и «за вьюгой невидим», все же грядет, потому что он является ничем иным как олицетворением мечты о действительно справедливом и счастливом обществе. Вот почему Христос и от пули «невредим» — мечту убить нельзя. Блок вовсе не хотел сказать, что мир добра родится из крови, что мечта воплотится во что-то реальное как только «мир насилия» мы разрушим ещё более жестоким насилием. Нет, поэт верит в человек, в его разум, в его душу. Конечно, ещё не скоро настанет день, он ведь даже невидим, но в том, что день такоц настанет, у Блока сомнений нет. И надо сказать, что уж если в январе 1918 года оптимизм не покинул поэта, то, наверное, в 2013 году у нас есть не меньше оснований верить в счастье человечества и в счастье каждого человека.

Можно по-разному относиться к тому, что показал А.Блок в поэме, к её героям, их миру, не соглашаться с автором. Но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» — честнейшая попытка понять свою страну, свой народ в страшную эпоху революции, ыв эпоху беспощадной схватки Бога и Дьявола за душу человеческую

Комментировать