Cочинение «Судьба Турбиных»

У революции свои принципы, она как саранча на поле, как топор в лесу, разносит все под чистую. Как говорил Людовик XV – хоть потоп, после меня.

Культура и революция – вот те две темы, благодаря которым Булгаков Михаил и вошел в литературу. Этим темам он остался верен до конца своего творчества. Ведь для писателя уничтожить старые принципы и убеждения – значит уничтожить себя и свои культурные ценности. Булгаков считал, что культура и интеллигенция вносят желаемую гармонию в огромный хаос человеческого бытия.

Пьеса «Дни Турбиных» написанная по мотивам романа «Белая гвардия» как и сам роман, доставила Булгакову очень много неприятностей. На него сыпались ругательства в печати, обвиняли его в пособничестве белому офицерству, навешивали множество разных ярлыков. И все это только потому, что спустя пять лет по окончанию гражданской войны писатель осмелился показать армию Белогвардейцев не такими, как их представляли (жуткие и смешные герои агиток и плакатов), а прежде всего, как людей с собственными недостатками и достоинствами, понятиями о долге и чести. Несмотря на страшные клейма, которые бросали в их сторону враги, они были довольно-таки привлекательными личностями.

Центральными героями пьесы являются простая и гостеприимная семья Турбиных. Два брата Николка и Алексей и их сестра Елена. По завещанию недавно скончавшейся матери, Елена приняла на себя ее обязанности и поддерживала по дому атмосферу уюта и тепла. Даже в страшные времена гражданской войны, когда весь город лежал в руинах, а за окнами в темной ночи были слышны звуки стрельбы, дом Турбиных освещался лампой под абажуром, а на окна висели шторы кремового цвета, которые отгораживали и защищали жителей дома от смерти и страха.

В той войне не было виноватых, так же, как и не было правых. Если брат пошел против брата – это уже поражение обоих. Сотни людей отдали свои жизни, оружие выдавали даже школьникам, а все это ради идей гвардий – ложных и истинных убеждений. Сила семейства Турбиных заключается в том, что все понимают, даже эта круговерть истории имеет свои простые вещи, которым нужно следовать, ежели хочешь сберечь свою жизнь. Это любовь, дружба и верность. И присяга, даже в этот час остается присягой, изменить присяге, значит стать предателем родины. Предатель останется предателем до конца своих дней.

Турбины никогда не были заинтересованы политикой, их убеждения иногда кажутся очень наивными. Все главные герои – Карась, Мишлаевский, Алексей Турбин и Шервинский немного похожи с Николкой, возмущенным подлым нападением дворника.

Верность собственным идеалам дает людям внутренний стержень. Этим в первую очередь и привлекательны герои пьесы. Для сравнения Булгаков специально создал образ с другой моделью поведения – инженер Василиса и по совместительству, хозяин дома, чью квартиру снимают Турбины. Приоритет у него только один – собственная жизнь, ради которой он готов пожертвовать чем угодно. По словам семьи Турбиных, он несимпатичный буржуй и трус, который согласен пойти на убийство своих, и даже стать предателем, дабы остаться в живых. Василиса – антимонархист, революционер, однако его убеждения, обращаются в пустоту перед приспособленчеством и жадностью.

Вопреки всем сложившимся обстоятельствам, турбины продолжают жить по собственным законам, которые диктуют им совесть и честь. Даже в трудную минуту, когда они не могут спасти родной дом, автор решил оставить читателям и героям надежду на лучшее. И эта надежда пока реальна только во снах, которые как мост соединяют два берега прошлого и будущего между быстрой рекой нынешнего времени. Что бы ни случилось, всегда хочется верить, что в далеком будущем, когда «…и тени наших тел и дел сотрутся из лица земли…» мы все равно будем видеть и верность и честь, которые так чтят герои романа.

Идея верности и чести обретает в пьесе «Дни Турбиных» обретает трагическое направление. Попытка семейства отстоять быт с мечом в руках напоминает донкихотство. С гибелью быта гибнет и все остальное. Художественный мир пьесы словно раздваивается: по одну сторону мирная семья Турбиных со всеми устоявшимися правилами быта, а по другую петлюровское варварство. Мир Турбиных погибает, но вместе с ним гибнет и Петлюра. В Киев входит «Пролетарский» броненосец, который несет за собой хаос и разруху в мир людской доброты.

Булгаков первым делом хотел подчеркнуть не политические и социальные пристрастия героев «Дней Турбиных», а вечные общечеловеческие принципы, которые они в себе несут: доброту, любовь, дружбу. Семья Турбиных – самый яркий пример лучших традиций русского общества и настоящей русской Интеллигенции.

Судьба почти всех произведений Булгакова драматична, и «Дни Турбиных» не исключение. Данная пьеса была выпущена только потому, что Вождь Большевизма разъяснил: «Суть «Дней Турбиных» это демонстрация непобедимой силы Большевистского движения, ибо даже Турбины вынуждены были признать поражение и покориться Большевикам, признав, что их дело проиграно». Однако, как мы понимаем, Булгаков имел в виду совсем другое: гибель ждет силу, которая убьет душу народа – людей и культуру, главных носителей духовности!

Комментировать