Сочинение на тему: Смысл названия рассказа «Господин из Сан-Франциско»

В русской литературе проблема соотношения человека с окружающим миром занимает существенное место. Интерес к этой теме обострился в конце XIX – начале XX веков в эпоху, переломную для России. Проблема человека и цивилизации волновала таких писателей – реалистов, как А.Куприн, В. Короленко, И. Бунин. Когда я познакомилась с творчеством Бунина, то поняла, как чуткий художник все противоречил современной цивилизации. Примером этому могут служить написанные в середине 10-х годов рассказы, которые пронизаны ощущением катастрофы. Их трагическим фоном стали события русской революции 1905 года и картины Первой мировой войны. В своих дневниках Бунина писал: «Смертельно устал – опять-таки уж очень давно, — и все не сдаюсь. Должно быть, большую роль сыграла война, — какое душевное разочарование принесла она мне!» в эти годы по-новому начинается звучать в творчестве Бунина проблема человека и буржуазной цивилизации.

Так, в рассказе «Господин из Сан-Франциско», написанном в самый разгар Первой мировой войны, Бунин воплотил образ современной цивилизации, раздираемой внутренними противоречиями, подверженной действию космических сил. Этот рассказ имел шумный успех и был признан одним из лучших художественных произведений 10-х годов. Как мне кажется, в нем наиболее проявились особенности бунинского мировосприятия, почерк художника.

Своим героям Бунин избирает миллионера из американских штатов не случайно, ведь и в начале XX века Америка была самой могущественной страной, задавала тон Европе и всему миру. Господин приехал в старый свет «единственно ради развлечения». Люди его круга «имели обычай начинать наслаждаться жизнью с поездки в Европу, в Индонезию, в Египет. И он поступил так же. А принадлежал господин к «отборному обществу», «от которых зависит блага цивилизации: и фасон смокингов, и прочность тронов, и объявление войн, и благосостояние отелей. В образе американского бизнесмена ярко проступают всеобщие черты «властелина мира». Ясно, что автор намеренно лишает героя индивидуальных примет. Думаю поэтому Бунин, назвал свой рассказ не просто конкретным именем, а «Господин из Сан-Франциско». Я не встретила в рассказе ни собственного имени главного героя, ни его биографии, не увидела в нем ни ума, ни сердца. Поражает и то, что за все время пути он «только один раз подумал, а остальное время только пил, ел, одевался и раздевался», в Господине воплощены характерные черты того клана; к которому он принадлежит: самонадеянность и эгоистичность, убеждение в том, что нет и не может быть сомнения в правоте его желаний, пренебрежительное, порой циничное отношение к людям. И не случайно то, что все, окружающее мистера из Сан-Франциско, тоже приобретает оттенок неестественности и фальши. Неаполь кажется ему грязным и тесным, музеи – мертвыми. Сама природа таит в себе опасность и фальшь: жестью блестят пальмы у подъезда отеля, как погребальная месса» гудит за окном разбушевавшийся океан.

Писатель показал несостоятельность жизненной философии «отборного общества», видящего смысл жизни в приумножении богатства, которое дает возможность весело и праздно жить. А господин исповедовал именно эту «мудрость». Он полагал, что все те годы, когда он трудился, были лишь существованием, а подлинная жизнь началась во время путешествия. Оказалось же, что все, накопленное им, не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Но Бунин не против благополучия человека, он лишь против такого благополучия, достижение которого становиться смыслом жизни. Такая жизнь оказывается пустой и ничтожной, потому что отсутствие духовности приводит к вырождению личности, к гибели человека.

Господин из Сан-Франциско умирает; навстречу гибели плывет знаменитая «Атлантида», борясь с «траурными горами» океана и «бешеной вьюгой».

Величавым и страшным видением, чудовищем, живущим огромной жизнью и поглощающим душу человеческую, представляется мне огромный трансатлантический паровоз. В нем «клокотали страшные» тысячепудовые громады котлов, «медленно, с подавляющей человеческую душу неукоснительностью вращаясь …исполинский вал, точно живое чудовище». К зданию этого «живого чудовища», причастен Господин из Сан-Франциско. Сотворив механическое чудо, он сам становится подобным ему, неразмышляющему существу, автомату. Он живет по привычке, как робот, манекен. И этот механический распорядок жизни наложил страшный отпечаток на его духовный облик.

С движением сюжета у меня возникает чувство неблагополучия, ожидание необычного исхода. В содержании рассказа все настойчивее звучит мотив общественной неустроенности, напора неведомых сил. На моих глазах разрастаясь, обогащаясь новыми деталями, сюжет перерастает в живой образ космического зла, способного похоронить все сущее на земле.

В конце рассказа появляется мрачная фигура Дьявола. Она следит за кораблем, движущимся сквозь ночь и бешеную вьюгу, которая символизирует космические силы. дьявол и Корабль – две равные противоборствующие силы, которые олицетворяют борьбу запутавшейся в своих пороках цивилизации с мировым злом, с законами космической жизни.

Всем содержанием рассказа Бунин утверждает: жизнь прекрасна и коротка, нужно ценить все ее проявления. Но современная  цивилизация породила самые чудовищные формы подавления человеческого в человеке, превратила людей в придаток машины, поэтому она обречена.

Объем рассказа не велик, всего 20 страниц, а как много сказано о трагедии «людей железного века». Эта трагедия – в необузданном стремлении к господству над людьми, в страшном отчуждении от первородных сил жизни, в потворстве своими прихотям. В этом видит Бунин причину скорой гибели человеческой цивилизации. Созданная разумом человека цивилизации становится неподвластной ему, оказывается способной уничтожить своих создателей. Еще в начале XX века писатель предупреждал нас об опасности, которую несет миру прогресс человеческой мысли, подчиненный бизнесу. Нам, его потомкам, остается только удивляться прозорливости большого художника, предвосхитившего боли и заботы современного человечества.

Комментировать