Сочинение на тему: «Чехов – обличитель пошлости»

Антон Павлович Чехов – известный русский писатель, мастер короткого рассказа. Уже с первых шагов в литературе в конце восьмидесятых годов XIX века он проявил себя как замечательный мастер слова, владеющий умением в миниатюрных произведениях показать целую человеческую жизнь, создать глубокую психологическую характеристику всего через несколько деталей. Художественный стиль Чехова столь совершенен, что, читая его рассказы, мы забываем об авторе, не слышим его поучающей интонации. А это признак не только большого таланта, но и умного, тонкого, деликатного человека. Он таким и был, писатель Антон Павлович Чехов, сумевший преодолеть убогий мир своей семьи, вырваться из провинциального Таганрога, развить свой талант писателя и открыть его людям, помогая им увидеть свет в своей жизни. Конечно, он узнал, что реальная жизнь далека от мечты, в ней гораздо больше, чем хотелось бы, грубости, хамства, бездушия, внутреннего рабства – всего того, что писатель называл пошлостью и с чем он так беспощадно боролся в своих произведениях. Безжалостно высмеивает Чехов лакейство и угодничество в «Смерти чиновника», распущенность и вседозволенность в «Маске», примирение со злом в «Палате №6».

Но, пожалуй, самым ярким примером духовной деградации человека стал рассказ «Ионыч». Его главный герой – Дмитрий Ионыч Старцев. Полный энергии и сил, он приезжает в губернский город С. работать врачом. Старцев интересуется литературой, искусством и поэтому чувствует себя одиноко среди обывателей, ему не о чем с ними разговаривать. И только семья Туркиных, «самая образованная и талантливая в городе», по — мнению старожилов, привлекает внимание молодого врача. Он очарован «Котиком», как называют в семье дочь Екатерину Ивановну. Она представляется влюбленному Старцеву умной, начитанной. Правда, его восприятие игры Котика на рояле кажется несколько странным, мы ощущаем какое-то напряжение, создающее повтором глагола, не связанного с музыкой: «ударяла». Но это пока только легкая тень, которая не омрачает жизни Дмитрия Старцева.

Прошло совсем немного времени и перед нами во второй части рассказа уже владелец пары лошадей, довольный и кучером Пантелеймоном доктор Старцев. Он еще восхищается Екатериной Ивановной, говорит  с ней о литературе и об искусстве, испытывает волнение при встрече с девушкой, но мысли его уже далеки от восторга и бесплодных мечтаний: «К чему нужен этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают?» Трещинка, появившаяся в его душе во время слушания музыки, похожей на обвал камней, становиться все шире. Старцев еще способен отправиться ночью на свидание, назначенное Котиком, на кладбище, но это уже последний всплеск его романтичности. Этот эпизод, на первый взгляд, не имеющий связи с сюжетом, несет огромную смысловую нагрузку. Автор приглашает нас на похороны души доктора Старцева, и совершаются они именно ночью, когда человек остается наедине с самим собой. Старцев еще жив, ему даже «хотелось закричать, что бы то ни стало». Чехов использует удивительную метафору: «И точно опустился занавес, …и вдруг все потемнело кругом». Это приговор живим чувствам Старцева. Теперь его сердце навсегда закрылось для любви, восторгов, страданий. Процесс духовной гибели героя завершается его фразой в конце второй части: «Ох, не надо бы полнеть!»

Но остановить моральное «ожирение» доктора  Старцева, превратившегося в Ионыча, уже невозможно. Его сердце «перестало беспокойно биться», он мириться с окружением и постепенно превращается в сытого, важного, равнодушного ко всему человека. Пошлость одержала абсолютную победу над душой Дмитрия Ионыча Старцева, отняв у него даже имя и фамилию. И вот перед нами в последней, в пятой части Ионыч через несколько лет. Он «пополнел, ожирел, тяжело дышит» и становиться все больше похож на языческого бога – деревянного идола без души, сердца, мыслей.  У него много хлопот, но все они направлены на умножение капитала.

Почему же Дмитрий Ионыч Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного Ионыча? Конечно, его погубило окружающее мещанство, спокойная, праздничная жизнь. Но Чехов справедливо считал, что многое зависит от самого человека. Все начинается с маленьких, казалось бы, простительных недостатков в характере и поведения. Важно, какую цель ставит перед собой человек, какие средства избирает он для ее достижения, способен ли он любить, жертвовать собой, быть верным своим убеждениям, и тогда, можно быть уверенным, что он в состоянии победить пошлость.

Такой рецепт сохранения  в себе искренности предлагает нам великий знаток человеческой души, русский писатель А.П. Чехов.

Комментировать