Сочинение на тему: Сюжеты и герои ранней романтической прозы М. Горького

                М. Горький пришел в литературу, уже изведав в своей собственной жизни, и не посильный труд, и унижение, и побои, и радость встреч с хорошими людьми и настоящими книгами. Позднее, в повести «Детство», Горький писал: «С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой». Так рождалась в его душе ненависть к «свинцовым мерзостям жизни и мечта о другой, справедливой и прекрасной жизни». А главное – крепла вера в человека, в его силы, его творческий разум, в его способность преобразовать мир и себя в нем.

                Ново, ярко и смело прозвучало слово молодого Горького. Пессимизму, социальному цинизму, усталости от жизни он противопоставил идею свободы, подвига: «Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожило все и сотрясая, толкали вперед». Так понимал высший смысл жизни и искусства писателя. В своих ранних произведениях Горький создает романтические образы сильных, гордых и страстных героев, противопоставленных «скучным людям».

Именно такими представили передо мной герои рассказа «Макар Чудра». Старый цыган Макар Чудра рассказывает легенду об истории любви Лойко и Радды. Она кажется мне необычной, потому что ее трагический финал вызван не внешними обстоятельствами, а характерами героев, их отношением к жизни. Перед влюбленными нет никаких препятствий: ни социального неравенства, ни ревности, зависти или подлости окружающих. Их любовь сильна и глубока. Но каждый их героев еще больше любит свободу. Не желая подчиниться друг другу, они попадают в тупик который сами же создают. Разрубить этот сложный, запутанный узел может только смерть. К такому решению приходит Лойко. И он убивает Радду на глазах всего табора и погибает сам. И девушка как ни странно благословляет его поступок, улыбаясь ему. Познакомившись с героями понимаешь , что для таких сильных, гордых, свободолюбивых натур невозможно тихая жизнь в кругу семьи. И они гибнут, смертью своей утверждая свободу. Смерть героев рассказа – своеобразный подвиг во имя любви и свободы.

Свобода… Это слово постоянно встречается в романтических рассказах Горького. Так, например, в рассказе «Челкаш» речь идет о свободе человека от власти денег. Портовый вор и босяк Челкаш совершают ночью кражу мануфактуры, взяв, себе в помощники крестьянского парня Гаврилу. За украденное он получает 540 рублей. Гаврила же, хотя и боится Челкаша, но все же помышляет об убийстве товарища ради денег. Горький показывает мучительную борьбу в душе религиозного деревенского парня, завершившуюся откровенным признанием силы денег. «Да ведь с деньгами – то что можно сделать!… …Почет, довольство, веселье!…» деньги, оказывается, важнее чужой человеческой жизни. Глубокое презрение вызывает Гаврила в воре и гуляке Челкаше. «На! Жри …- крикнул он (Челкаш), дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу. И, бросив деньги, он почувствовал себя героем».

Да, социальное происхождение Челкаша и Гаврилова одинаково – крестьянская среда. Но независимый босяк и вот, заядлый пьяница Челкаш «чувствовал себя… выброшенный навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах». Он любил лишь море и видел себя лучшим только среди воды и воздуха, когда сонное морское дыхание вливает «в душу человека спокойствие и, ласково укрощает ее злые порывы, родит в ней могучие мечты». «Старый травленый волк» Челкаш прекрасно чувствовал себя среди «гранита и железа», где голоса людей «слабы и слышны», а сами люди «смешны и жалки». Он презирал их, ценя лишь волю «ловкого, смелого вора». Но, мне кажется, что свобода Челкаша мнимая. Она результат разрыва всех уз героя и с городом, и с деревней. Интересны мне и представления о свободе Гаврилы. Для него свобода сводиться к такой формуле: «Гуляй знай, как хошь, Бога только помни». Но для такой»свободы» нужны деньги. «А кабы мне рублей ста полтора заробить, сейчас бы я на ноги встал…» — размышляет Гаврила. « А жаден ты «… Не хорошо… Впрочем, что же?… Крестьянин…» — подмечает Челкаш.

Меня удивляет как Горький сделал свой выбор между Гаврилой и Челкашом: «…Вор, гуляка, оторванный от всего родного – никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!…» Контрабандист и вор Челкаш оказывается человечнее деревенского парня Гаврилы.

Начиная с самых первых произведений, в творчестве Горького звучит вопрос: как жить? Он становиться одним из основных в рассказе «Старуха Изергиль»

Изергиль, скрипучий голос которой «звучал так, будто это роптали все забытые века, рассказывала две древние легенды. Первая о гордецу Ларре. Это было тысячи лет назад в стране большой реки. «Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками». Одну из них похитил орел, и через двадцать лет после этого она вернулась с сыном, рожденным от орла. Он был ничем не лучше их, только глаза его были холодны, как у царя птиц. Горький показывает, что Ларра был действительно не лучше остальных, и лишь непомерная гордость отличала его от окружающих. Гордость его была велика настолько, что он не замечал никого вокруг и не прислушивался ни к чьему мнению.

Когда ему сказали, что «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», себялюбец ответил, что хочет остаться «целым». Надменный эгоист вообразил, что он, сын орла выше других людей. Вседозволенность привела его к убийству ни в чем не повинной девушки. Мудрые старейшины придумали ему страшное наказание, осудив на вечное одиночество. «Наказание ему в нем самом!» — сказал мудрейший из племени. И сын орла получил свободу, бессмертие и имя Ларра, что значит: «отверженный!»

Другой рассказа легенда о Данко. Веселые, смелые, сильные люди жили на краю леса. Но вот пришли тяжелые времена, и они были вынуждены уйти в лес. Леса эти – одни болота и тьма. Люди не могли жить там, они гибли в болотах. Но тут явился Данко и спас всех один. Данко пожертвовал собой ради счастья людей. Интересно, что свой подвиг он совершает в тот момент, когда «… не было на лицах благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них… они стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко». И он вырвал из груди свое сердце, которое Горький называет «факелом великой любви к людям», и осветил людям путь к счастью. Наверное, впервые в романтической литературе Горький пишет о подвиге в атмосфере, где царит сонное сознание. Романтический герой не бежит от своего окружения, и отдает силы жалким, трусливым созданиям, мечтая пробудить в них светлые порывы.

Есть в рассказе еще одна история о жизни Изергиль. Это повествование служит связующим звеном между преданием и реальной жизнью. Изергиль встречала на своем пути свободолюбивых и мужественных людей: один из них сражался за свободу греков, другой оказался среди восставших поляков. И потому не только легенда, но и собственные наблюдения привели ее к знаменательному выводу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли, всегда есть место подвигам».

Таким образом, Горький показывает в своем рассказе идеал человека. Если Ларра живет вне людей и для себя, Изергиль среди людей, но для себя, то жизнь Данко – среди людей и для людей. Подвиг, совершенный им во имя народа, бессмертен. Романтический герой Горького впервые задуман как спаситель людей от их слабости, никчемности. Вот почему возникают образы – символы «огненного сердца», полета, битвы. Кажется, что в романтических рассказах Горького воспето то, чего нет в реальности. Но это, я думаю, не совсем так. Ведь в них создатель не отказался от главного (для подлинного писателя) – от наблюдения за противоречивой человеческой душой. В них волнует переживанием тех или иных человеческих запросов. Прежде всего – влечением к полнокровной, счастливой жизни.

Для меня встреча с небывалой гармонией чувств и деяний горьковских героев – это призыв к постижению жизни в каких-то ее новых измерениях. Я уверена, что его романтические произведения, написанные более века, не потеряли своего значения и в наше время, потому что в них поднимаются вопросы о смысле жизни, о счастье, которые всегда волнуют молодое поколение.

Комментировать