Печорин – главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман «Герой нашего времени» — вершина творчества М.Ю. Лермонтова. Это социально-психологический роман, в котором основной задачей автора было создание образа современного ему человека. Автору удалось проследить, как окружающая среда влияет на формирование личности, дать портрет всего поколения молодых людей того времени.

Главный герой романа – Печорин. В предисловии он характеризуется, как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Автор, изображая героя, перекладывает часть вины на общество, на среду и воспитание, но в то же время не снимает с него ответственности за его поступки. Портрет Печорин дает нам представление о нем как о человеке, наделенном душевной силой, сложным внутренним миром. Натура Печорина противоречива: у него проницательный ум, он умеет разбираться в людях, остроумен, смел, обладает силой воли и настойчивостью. Он не лишен добрых порывов. На вечере у Лиговских ему «стало жаль Веру». В последнее свидание с Мери сострадание захватило его с такой силой, что «еще минута» — и он бы «упал к ногам ее».рискуя жизнью, он первый бросился в хату убийцы Вулича. Именно «духовная неуспокоенность, вечны поиск, жажды какой-то боли полноценной жизни» и быть основой личности Печорина. Даже несмотря на постоянные заявления о равнодушии к радостям и бедам человеческим, в журнале Печорина звучит поразительный интерес к жизни, к миру, к людям. В людях ему важны не маска, а истинное лицо человека.

Печорин – натура активная, поэтому он не просто наблюдает , а постоянно действует и анализирует свои поступки. Главное для него – выявить, раскрыть и разоблачить суть данного человека. Для этого он то и дело провоцирует разные экстремальные ситуации: ставит человека перед внутренним выбором, с целью помочь ему осознать свою истинную человеческую суть. Но результатом всех его экспериментов, как правило, становиться жестокое наказание за неправильный выбор (надо ли убивать Грушницкого?). Мне кажется, что Печорину необходимо общение с людьми, а не предъявлять им завышенные требования, итогом чего может стать разочарованность в людях.

Сам Печорин внутренне независим, он не подчиняется ничьей воле. Он сам начинает писать себе приключения, провоцировать события, вмешиваться в жизнь окружающих, что часто приводит к конфликту.

Так Печорин вмешался в жизнь «честных контрабандистов», вынудил их «отбыть в неизвестности». Он сделал несчастной Мери, стал виновником смерти Грушницкого, изменил жизнь Бэлы. Но при всем этом Печорин не злодей, потому что его побуждения по большей части благородны. Он всегда стремится вперед, не признавал такие вечные ценности, как стиль, дом, поэтому и рушит их в чужих судьбах. Часто, сам того не желая, он приносит страдание тем людям, с которым близко обращается, как будто его преследует злой рок. Осознание этого заставляет страдать и самого Печорина.

На протяжении всего повествования Печорин находится в центре всех событий, сопоставляясь со своими остальными персонажами. Именно это сопоставление помогает лучше понять многогранный характер Печорина.

Например, с горцами – его сближает готовности к риску. Человечность, добродетельность Максима Максимыча контрастирует с эгоизмом Печорина. Но у «добрейшего штабс-капитана» полностью отсутствует осознание себя как личности он, не рассуждая, выполняет свой долг. Печорин же, наоборот, контролирует свои поступки и действия других людей.

Вернер, как и Печорин, поражает «странным сплетением противоречивых наклонностей», отпечатком в «чертах» лица «души испытанной и высокой». Их сближает гуманные чувства и интеллект. Но в отличии от Печорина у Вернера нет такой последовательности и действенной решимости.

Образы Вера и Мери важны для выявления отношения Печорина к любви как к сильнейшему человеческому чувству. С Мери это игра в любовь, где проявляется светская испорченность Печорина. Образ Веры наиболее лиричен в романе. Как и Печорин, она не способна променять свое несчастье на чисто внешнее благополучие. В отношениях с Верой герой наиболее противоречив. Я думаю, что здесь и проявляется суть его взаимоотношений с людьми. Для Печорина семейная жизнь невозможна – это остановка, а значит – смерть души.

Вулича с Печориным сближает склонность к «игре» как своей, так и чудной жизнью, но в отличие от Печорина он – истинный фаталист, верящий в рок и судьбу

Мне кажется, что трагизм Печорина в том, что он обвиняет мир, людей, время в своем духовном рабстве, не видя причин своей душевной неполноценности. Дороже своей свободы, он говорит: «Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнью свою, даже честь на карту поставлю… Но свободы не продам». Но на самом деле Печорин не знает истинной свободы. Он только ищет ее в одиночестве, в перемене мест. Но везде оказывается лишним.

Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро и зло находятся же вне человека, но внутри него, в его душе.

Комментировать