Тема будущего в лирике Маяковского

В. Маяковский – это поэт, который привлекает меня своей неповторимостью, несхожестью с другими, восхитительным миром диких фантазий:

А вы
ноктюрн сыграть
могли бы,
на флейте восточных труб?

И в то же время – удивительной трогательностью стиха:

Подошел и вижу –
за каплицей каплица
по морде катиться
прячется в шерсти…

нежность, ненависть, любовь, тоска и боль – вся гамма человеческих чувств представлена у Маяковского в самом сильном их проявлении.

Но я считаю, что самые проникновенные строки Маяковского, можно сказать, трагический нерв его поэзии – в великой, опьяняющей мечте о счастливом будущем человечества. О будущем, которое искупит все грехи и преступления, о будущем, где бед и страданий не будет. Именно о том, каким я увидела будущее в представлении поэта, будет мое сочинение.

«Будущее примет всех», — полагал Маяковский. Поэта надеялся, что в нем душа каждого будет обращена к Добру, Красоте, Справедливости. Настоящий, жестокий и порочный Мир отрицался поэтом. Поэтому сильный, свободный Человек Владимира Маяковского бросает вызов несовершенному миру: «Надо жизнь сначала переделать, переделав, можно воспевать». Такого Человека Маяковский поставил в центр мироздания и наделил способностью пересмотреть все мировое устройство. А это, по мнению поэта, просто необходимо. Потому что идеальный, современный мир закрепляется Маяковским на школе времени именно за будущим. И настоящее оценивалось им с позиции будущего, с точки зрения полезности и целесообразности. И только человек, наделенный особым зрением, способен безошибочно определить эту пользу. Таков лирический герой Маяковского. Он отличается напряженной жизнью сердца, способностью сопереживать чужой боли, готовностью к самопожертвованию во имя всеобщего счастья. Такая фигура, по- мнению Маяковского, имеет право на вмешательство в естественный ход жизни, в человеческие судьбы, судьбы мира.

Да и собственную судьбу и творчество поэта отдает на служение грядущему миру. Наверное, в разделе с действительностью и в мечтах о будущем родились строки, обращенные к нам, сегодняшним:

Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души.

Наиболее полно осмыслена Маяковским категория времени настоящего и будущего, по-моему, в поэме «Про это» Маяковский открыто противопоставляет себя обстоятельствам и самому состоянию мира. Его герой вступает в неравную борьбу за справедливость, красоту человеческого духа и человеческих отношений, потому что не может смириться с существующим порядком вещей. Он выступает против непреодолимых обстоятельств и гибнет.

Дело в том, что герой, воспевающий «любовь – громаду», «любовь – спасительницу», сам оказывается в плену «любви цыплячьей», сам является частью того мирка, который не приемлет его активная натура. Становится ясно, что счастье для героя Маяковского возможно лишь в отдаленном будущем, будущем свободных, гармонически совершенных людей.

Прославлением прекрасного будущего стал эпилог поэмы. Он состоит из трех частей с названиями : «Вера», «Надежда», «Любовь». «Вера» — это вера поэта в «изумительную жизнь», где «большелобый тихий химик в мастерской человечных воскрешений смотрит в XX век, выискивает, кого бы воскресить. Это вера в реальное воплощение мечты, в необыкновенный расцвет духовных сил человека в будущем. Надежда на «очеловечивание» чувств в будущем, которое примет всех и вернет все подлинное и достойное, что украдено прошлым.

«Надежда» — страстная мольба о воскрешении. Далекое будущее – XXX век представил себе Маяковский и адресовался туда. Как ни торопил жизнь, как ни верил в коммуну у ворот, а избавление от старого быта относил лишь в далекое будущее:

Ваш тридцатый век обгонит стаи сердце раздиравших мелочей.
Нынче недолюбленное наверстаем звездностью бессмысленных ночей.

О любви, которая бы не была «служанкой замужеств, похотей, хлебов», о любви которая заполнила бы собой вселенную, писал поэт. Именно такая любовь, был уверен поэт, станет проявлением свободы и независимости каждого в будущем. Ею обеспечивается общечеловеческая гармония. Ради нее в быту и собственном сознании человека Маяковский принимает бой «чтоб всей вселенной шла любовь… Чтоб все на первый крик: — Товарищ! – оборачивалась земля…»

Однако к концу 20-х годов философско-эстетический образ «будущего» постоянно «изымался» из новой, социалистической культуры, хотя ее устремления, казалось бы, были направлены на приближение этого долгожданного «завтра». И тем не менее именно в эти годы Маяковский создает поэму «Хорошо», в которой провозглашает:

Я с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден.
Но трижды – которое будет.

Можно по разному относиться к творчеству Маяковского. Можно видеть в нем только «агитатора, горлана – главаря», поэтического бойца революции, стоявшего у истоков социалистического искусства. Но для меня Маяковский – прежде всего человек. Человек, который любит жизнь, старался преобразовать ее средствами поэзии, был неутомимым в своих исканиях.

Конечно, я только попыталась приблизиться к пониманию Маяковского. Но уже сейчас я могу сказать, что мысли и чувства, вложенные в стихотворения – это, в конечном итоге, завещание потомком. Завещание жить в прекрасном будущем.

Комментировать