Поэзия Некрасова

Некрасов – целое поэтическое государство,
живущее по своим законам.
Р. Гамзатов

Мы в наше время разлюбили читать стихи. А ведь еще Пушкин утверждал, что человек рожден «для вдохновений, для звуков и молитв. А наше «вдохновение», как правило, обыденны, заземлены. И Некрасов именно такой поэт, напоминает нам о сокровенном клапане души, который открывающийся только поэзией. «Слышать» стихи – значит слышать душу поэта, работу сердца и глубоко верить в то, что поэт, каков ни есть, неподсуден.

Я убеждена, что Н.А. Некрасов относится к тем поэтам, кто будоражит, насыщает и просветляет душу. Время, когда он, вдохновляемый своей мужественной и сострадательной музой, избрал для себя путь поэта, было жестоким к простым людям: что ни судьба, то трагедия. И, казалось бы, при поголовной безграмотности, беспросветной бедности и забитости народа голос поэта затерян, не будет услышан. Но этого не случилось: стихи передавали из уст в уста.

Источником поэзии Некрасова была сама жизнь. А в жизни противоборствуют добро и зло, переплетаются героическое, возвышенное и будничное, обыденное, поэтическое и прозаичное. Все это определяет характер лирического героя, , проблему его нравственного выбора. Лирическому герою Некрасова свойственны недостатки, он может совершать ошибки, но все это сглаживается осуждением зла, осознанием вины, искренним раскаянием. С особой силой прозвучало стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин». Оно вызвало «неожиданное землетрясение». В нем утверждается социальная значимость поэзии, ее активное участие в жизни определяет роль поэта – гражданина:

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Сила этого произведения заключается «с одной стороны, в высоких идеях, с другой – в раскрытии пагубности для человека, гражданина и поэта отступления от долга, от служения родине, народу. В своей лирике Некрасов раскрыл новое восприятие мира. Он преодолел прекраснодушный гуманизм, свойственный его современникам.

«То  сердце не научиться любить, которое устало ненавидеть; — писал Некрасов. Поэтому чужда пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а наоборот, энергично борется за ее переустройство, разоблачит тех, кто мешает счастью народа. В стихотворении «Элегия» Некрасов размышляет о самых острых вопросах современности, о молодежи, о своей судьбе и судьбе народной. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» именно этой тревожной мыслью проникнуто все стихотворение. Но народ, о котором думает, пишет поэт, безмолвствует:

Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта,

Увы! Не внемлет он – и не дает ответа…

Стихотворение «Элегия» — поэтическое завещание поэта – гражданина, выполнившего свой долг:

Я лиру посвятил народу своему

Быть может, я умру неведомый ему,

Но  ему служил – и сердцем я спокоен…

Но говоря о Некрасове, своеобразие его лирики, я не могу не заметить его прекрасных стихово любви к женщинам:

…Бьется сердце беспокойно,

Отуманились глаза,

Дуновенье страсти знойное

Налетело, как гроза…

 

 

У Некрасова любовь, начинающаяся с «дуновения страсти знойной», проверяется жизнью, и стихи о захватившем его чувстве превращаются в роман о не раздельности и неслиянности , «поединки роковом». Это роман о любви в рамках семейной жизни, когда видели не только достоинства, но и недостатки в другом и когда любовь превращается в труд и творчество. В некрасовском поэтическом романе нет журчащих ручейков, фонтанов, соловьев, пламенеющих роз, но есть главное – чувство – ревнивое, болезненное, но неизменно сильное в своих проявлениях и глубоко человечное:

Когда забывчивую совесть,

Воспоминанием казня,

Ты мне передавала повесть

Всего, что было до меня…

Я не встретила, например, ни в одном стихотворении такого начала прежде легкого, чуть насмешливо – грустного и – вдруг:

Я плакала над твоим рассчитано суровым,

Коротким и сухим письмом,

Ни лаской дружеской, ни сокровенным словом

Ты сердца не порадовал в нем…

Кому не посвящено большинство любовных посланий? …Она была красива, женственна, умна, образована, прекрасно писала и руководила салоном литераторов и стала второй Музой Некрасова. Это А.Л. Панаева, гражданская жена поэта. По имени ее цикл стихов о бурной, мятежной жизни двух сердец назван «панаевским». Он – то и разрушал легенду о социальной обусловленности творчества Некрасова.

Однако жизни сердца не заслоняли главной идеи жизни – подвижничества.

Стишки! Стишки! Давно ли я был гений?

Мечтал… не спал… Пописывал стишки?

О вы, источник стольких наслаждений,

Мои литературные грешки

Как дельно, как благоразумно – мило

На вас я годы лучшие убил! –

так  прощался поэт с «мечтами и звуками» но в нем ставя вслед за Пушкиным и Лермонтовым одну из самых важных проблем в русской литературе: каким должна быть настоящая поэзия и настоящий поэт. К сожалению сегодня перечитывают Некрасова редко. Но его загадка в том, что о нем думают – не, ведая даже, что думают! Поводы слишком разновременно —  сердечная всякого раздумья – одна: что делать, кто виноват, кому на Руси жить хорошо, как жить и как умирать… Это и не вопросы это состояние души. Это – Некрасов и другие великие страдальческие теня – спутника каждого из нас. В этом я и вижу своеобразие лирики Некрасова.

Комментировать