Сочинение на тему: «В окопах Сталинграда (Некрасов В.)»

Я принадлежу к тому поколению, которое не дышало воздухом войны. Я не смотрела смерти в глаза, не чувствовала страха за жизнь родных и близких людей. О Великой Отечественной войне я знаю из учебника по истории. В нем я прочитала о ходе войны, рассмотрела по карте расположение фронтов, выучила военные даты, узнала о количестве убитых, о тяжелой судьбе пленных. Кажется, достаточно, чтобы получить «отлично». Но «все» зная о войне, я не знаю только одного – что это такое? Я хочу понять истоки победы советской армии, хочу узнать о тех, кто отдавал свои жизни ради нас, узнать правду о той войне.

Далеко не каждое литературное произведение правдиво рассказывает о тяжелых буднях войны. Но повесть В.Некрасова «В окопах Сталинграда» позволила мне увидеть войну изнутри, глазами солдата, понять, какой ценой русский народ добился долгожданной победы. В.Некрасов – писатель  – фронтовик; он воевал под Сталинградом, конечно, не скрывая правды, рассказывает о буднях войны, о том, что видел, знал и переживал сам. Этим и подкупает повесть читателя.

Повесть написана от лица двадцативосьмилетнего лейтенанта-инженера Юрия Керженцева, во многом автобиографического героя. При чтении мне казалось, что я перелистываю фронтовой дневник, страницы которого написаны по горячим следам войны. Наверное, поэтому так легко читается повесть. Главный герой повести, Юрий Керженцев , — настоящий интеллигент, человек чести, имеет  собственное мнение и не боится его высказать. В людях Юрий умеет видеть хорошее, он доброжелательный и внимательный по отношению к ним. Кроме описания боев в книге я встретила много воспоминаний героя о довоенной жизни, его размышления о пережитом; о том, как изменила его война. Юрий пытается разобраться в происходящем, наблюдает, переживает за неудачи, радуется успехам. Оказывается, что «самое страшное на войне – не снаряды и бомбы, а бездеятельность, отсутствие цели». Красные, потные лица, хриплые голоса – вот что такое война в первой части повести. Бомбежки, жара, неразбериха, всеобщее смятение, Юрий  испытывает стыд, неловкость за то, что он, командир, «не знает, где его взвод, полк, дивизия». А ведь казалось, что самое страшное – отступление под Москвой – уже позади. Но наши войска снова отступают. И Юрию мучительно стыдно перед мирными жителями, которых они оставляют. Он чувствует свою вину за то, что те «завтра проснуться и увидят немцев».

Еще в «Севастопольских рассказах Лев Толстой писал: «Вы увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе…, а увидите в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти». Мне кажется, что в изображении войны Некрасов продолжает традиции Л.Толстого. Так показана в повести гибель связного Лазаренко: «Из-под рубашки выливается что-то красное. Он судорожно снимает это пальцами. На лбу выступают крупные капли пота. Он весь напрягается. Хочет подняться и сразу обмякает. Губа перестает дрожать». А вот как умирает пулеметчик Петров: «Глаза его вдруг останавливаются и весь он медленно, как-то боком, садиться га дно…Пуля, попала прямо в лоб между бровями. Писатель просто, обыденно пишет о страшных вещах, о жизни на грани смерти. Может быть, война заставляет сделать человеческую жизнь не такой уж значимой и ценной, огрубляет бойцов, делает его бесчувственным, заставляет привыкнуть к смерти? Нет, привыкнуть к тому, что смерть ходит за тобой по пятам, нельзя. И Юрий Керженцев не может. Об этом следующие строки: «Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, и к его губам прилип окурок. Маленький, еще дымящийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне…Раскинутые руки и окурок на руке. Минута назад была еще жизнь, мысли, желание. Сейчас – смерть!

Война у Некрасова – это трудная работа, это не только бои, но и тяжелые физический труд. Бойцы долбят кирками твердый, как камень грунт. Им приходится быть и столярами, и плотниками, и печниками. Оказывается, что кроме боевых качеств на фронте еще ценится умение выжить, приспособиться к условиям, умение выстроить землянку, достать еду, устроить ночлег. И для героя повести война – это обычные будни, а порой «нудная тягомотина.

Вторая часть повести начинается с описания сентябрьских дней Сталинграда: бомбежки с 7 утра до 9 вечера, сменяемые бесконечными атаками. «Немцы рвутся к Волге. Пьяные, осатанелые, в пилотках набекрень, с засученными рукавами…Кричат как оглашенные, поливают нас дождем из автоматов, откатываются, опять лезут». Бойцы, герои повести – участники самого грандиозного сражения Великой Отечественной войны – Сталинградской битвы. Они защищают Мамаев курган. Из истории я знаю, что бы за эту возвышенность центральной части Сталинграда велись боли ста тридцати суток. Ее вершина неоднократно переходила из рук в руки. Бой в Сталинграде велись за каждую  пядь земли, за дом, за полдома, за каждую высоту — одним словом, за все, что можно превратить в оборонительный рубеж. Но именно у Некрасова я увидела, с какой отчаянностью и верой в победу, пусть и не скорую, бьются наши войны. Бьются насмерть. Не потому, что этот город носит имя Сталина, а потому, что за долгих два года войны насмотрелись они на города и села, превращенных фашистами в руины и пепелища. И нет уже сил у русского солдата терпеть и видеть, как рушатся все новые и новые селения.

Я увидела в повести, как накатывается война на Сталинград. Вот мирный город с «вылезающим из-за крыш солнцем и блинными прохладными тенями … А над всем этим – голубое небо». Черной тучей надвинулась война на город. Фашистская авиация обрушила на Сталинград лавину смертоносного груза: «Багровое клубящееся небо. Черный, точно выпиленный лобзиком, силуэт горячего города».  Видя, во что за считанные часы превратился город, бойцы героически сражаются на его руинах.

В «некрасовских окопах» я не увидела привычных подтянутых «орлов-героев» здесь показаны обыкновенные люди, честно и добросовестно выполняющие свое дело. Но то, что они герои, читая он понимает сразу. Ведь какое мужество нужно, чтобы, испытывая голод, холод, нехватку боеприпасов, людей, так героически сражаться: «В той дивизии человек сто, не больше. Две недели на том берегу уже дерутся». Что же спасает наших бойцов? Любовь к родной земле, твердость духа, мужество, а еще – солдатская хитрость, смекалка, умение находить выход из самых затруднительных положений.

Некрасов одним из первых подошел к очеловечиванию войны. Он показал солдат не как безликую массу. Сама Сталинградская битва видится из окопа. Когда наблюдаешь величайшую битву не с высоты птичьего полета, а из окопа, то лучше виден человек – не винтик в боевой машине. Именно здесь, у Некрасова я разглядела характер каждого и поняла, что заставило этих людей не оставить своих товарищей, не задумываясь, отдать жизнь. Об этом пишет Быков: «Виктор Некрасов, может быть первым в нашей литературе явил миру правоту и высокую сущность индивидуальности на войне, значение личности…»

Есть в повести протест против сталинских методов ведения войны, против сталинских комиссаров, внимательно наблюдавших за словами и поведением человека, а человек этот шел на смерть: «Не везет нашему полку. Каких-нибудь несчастных полтора месяца воюем, а вот уже нет ни людей, ни пушек. По два-три пулемета на батальон… Необстрелянных, впервые попавших на фронт, нас перебрасывали с места на место, клали в оборону, снимали, передвигали, опять клали в оборону… Мы терялись, пугались, пугали других, никак не могли привыкнуть к бомбежке». «В той войне, — говорил В. Быков, — нам не хватало всего: машин, горючего, снарядов, винтовок. Единственное, чего не жалели, — так это людей».

В отличие от других произведений, от многих кинофильмов, в повести Некрасова никто не кричит «За Родину!» «За Сталина!», бросаясь в атаку. В ней нет генералов, нет политработников, нет «руководящей роли партии», а есть только солдаты и их командиры, есть сталинградский окоп, мужество, героизм и патриотизм русского народа. В. Некрасов стремился донести до читателей, что только благодаря патриотизму было выиграна война.

«Окопная правда» Некрасова, — это суровая правда о буднях войны, о народной беде и народном мужестве. И герой Некрасовы – человек с высокой ответственностью за все, что происходит вокруг него, верящий в торжество справедливости и человечности. Познакомившись с повестью, я поняла, что нельзя, чтобы «сороковые остались для нас, сегодняшних, в другом временном измерении, чтобы память о них оказалось прикрытой пеплом спокойного благополучия. Спасибо автору за то, что он донес до нас правду о войне и рассказал об истинной любви к Родине, которая помогла нашим солдатам выжить и победить.

Комментировать