Размышления над драмой Островского «Гроза»

Среди множества произведений писатель XIX века наиболее интересной является драма Островского «Гроза». Написанная в пору общественного подъема, она как бы венчала первое десятилетие деятельности писателя.

В начале пьесы мы попадаем в небольшой приволжский городок Калинов – с купеческими лабазами на главной улице; со старой церковью, куда ходят молиться благочестивые прихожане, с общественным садом над рекой, где по праздникам чинно гуляют обыватели. Состояние, в котором прибывает жизнь в Калинове, можно назвать предгрозовым, состоянием накануне катастрофы. С чего же все началось?

С самого начала пьесы мы видим жизнь русской купеческой семьи, в которой на протяжении всей пьесы идет конфликт между Катериной Кабановой и ее свекровью Марфой Игнатьевной Кабановой. М.И. Кабанова – человек кризисной эпохи, как и другие герои драмы, такие, как Дикой, Феклуша, Кулигин. В ее доме все построено на произволе, на слепом авторитете. Она заставляет близких ей людей свято чтить обряды, следовать старым обычаям. Ей кажется, что мир рушится из-за того, что эти правила перестали соблюдаться. Орудие ее власти — страх, делающий членов ее семьи бездушными .

Ничем не отличается и Дикой. Его своеволие, в отличии от самодурства Кабанихи, уже ни на чем не укреплено, никакими правилами не оправдано. Этот «воин себе не рад, он жертва собственного своеволия. Ему льстит покорность и страх окружающих его людей. И, похваляясь своей силой, он говорит: «А кто мне запретит! Что я, под началом что ли у кого?» Дикой и Кабаниха – люди с совершенно разными взглядами на жизнь и взаимоотношения людей. Они и есть представители «темного царства». Читал пьесу, кажется, что нет такого человека, который смог бы стать против этих людей. И тут же встречаешь главную героиню пьесы Катерину Кабанову. Это самое бесправное и угнетенное существо, не примирившись с произволом в семье мужа. Она является воплощением народных традиций в пьесе. Только в религии Катерина находит высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному выражается именно в молитвах, воссылаемых к Богу. Выйдя замуж за Тихона, Катерина старается быть ему верной женой, хотя и не любит его. Но и тут дело не обходится без Кабанихи. Благодаря ей и ее воспитанию, Тихон тоже становится жертвой «темного царства»: он безропотно переносим все издевательства матери, не смея ей протестовать. В такой обстановке душе Катерины становиться тесно и тяжело, «все как будто из-под неволи». И в атмосфере жестоких нравов, она влюбляется в Бориса, племяннике Дикого, человека безвольного, не способного на решительные действия. Борис – единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в Катерине желание стать птицей и полететь, расправив крылья. Невольно замечаешь, что в этой любви есть что-то стихийное, как и в грозе. Катерина говорит о себе, что она «горячая». Когда она узнает Бориса, ее охватывает всепоглощающее чувство. «Коли я для тебя греха не побоялся, побоюсь ли я людского суда?» — говорит она своему избраннику. Одержав победу над собой, Катерина уже не боится этой любви. Но мироощущение ее трагическое: она чувствует, что ее ждет гибель. Познав счастье через любовь, Катерина ощущает себя грешницей. Это сознание будет преследовать ее до последних дней. Островский показывает, что чувство любви для Катерины – огромный грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, будет нарушением нравственного долга. Она понимает, что катастрофа эта уже неизбежна. Будучи не в силах уже скрывать свои отношения с Борисом, она сознается во всем. Но я считаю, что это не поражение Катерины, так как она сумела найти в себе силы признаться во всем, не боясь общественного суда, сумела добиться счастья, полюбив Бориса. Душа Катерины требует прощения, которого не получается. «Жить на свете да мучится» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. С сознанием этого она бросается в воду, решая свою судьбу, ища освобождения от мук этой жизни. Мне кажется, что этот поступок требует большого отчаяния, но и мужества. Недаром ей, мертвой, завидуют оставшийся «жить… да мучатся» Тихон. «Вы погубили ее! Вы, вы, вы …» — кричит он матери. Цепи «темного царства» рушатся. И именно здесь выявляется победа Катерины. По моему мнению, ее судьбу можно назвать факелом, быстро угасшим, но осветившим все уродство былой жизни, всю беспощадность к человеку.

Комментировать