Мастерство сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Он проповедовал любовь
Враждебным словом отрицания…

Н. А. Некрасов

 Традиции сатиры в русской литературе уходят своими корнями в далекое прошлое. До сих пор не стареют «Недоросль» Д. И. Фонвизина, комедия А. С. Грибоедова, басни И. А. Крылова, повести Н, В. Гоголя. Вторую половину XIX века невозможно представить без сатирических произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина. Почти все, вышедшее из-под его острого, неподкупного пера, было необычным, вызывающим восторг у одних и протест у других. Впервые создан цикл сатирических «Губернских очерков» о жизни царского чиновничества, роман-обозрение «история одного города». Чрезвычайно смелые, даже желчные произведения писателя были направлены на обличие пороков современного ему общества. Тогдашнее общество давало сатирику Салтыкову-Щедрину самый благодатный материал для его творений: забытое годами крепостного права крестьянства права крестьянства, развращенные взятками и безнаказанностью чиновники, вырождающиеся дворянские семьи – все эти горькие стороны тогдашней российской жизни не могли оставить равнодушным человеком, любящего свою многострадальную Родину «до боли сердечной».

Но вершины выразительности достиг писатель в совершенно необычных произведениях – сказках «для детей изрядного возраста». Он работает на ними в последние годы жизни, с 1883 по 1886 годы, словно подводя итог своим размышлениям о российской деятельности. Сказки Салтыкова-Щедрина не похожи ни на какие другие. Сохранив традиционные приемы (зачин, характерные присказки, постоянные цитаты), писатель создал совершенно оригинальные произведения, в которых проявил себя незаурядным писателем-сатириком.

Мир сказок Салтыкова-Щедрина пусто населен: здесь помещики, и чиновники, и купцы, и прочие никчемные люди. Вот, например, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Всю свою жизнь генерала просуществовали, полагая, что булки растут на деревьях. Так несчастные едва не погибли от голода среди несметного количества еды, если бы не здоровенный мужчина, «случайно» оказавшийся на необитаемом острове. Но и его не щадит сатирик. Так велико рабство внутри мужика, что он даже веревку вьет для себя. Безропотность, покорность мужика доведены писателем до гротеска. Этот излюбленный прием Салтыков-Щедрин использует и в другой сказке – «Дикий помещик». Ее главный герой добился исполнения своей мечты: не стало в его поместье дурного, холопьего духа, унесенного вместе с мужчинами. Но странно, воздух чист, а помещик дичает прямо на глазах: «Весь он… оброс волосами…а кости у него сделались как железные». Выходим, нет жизни без «несносных» мужиков.

Не обошел вниманием Салтыков-Щедрин и такой важнейший сказочный прием, как использование животных, чьи традиционные черты помогали ему создавать хорошо узнаваемые персонажи. Царские сановники преобразуются в сказочных медведей, свирепствующих в лесной чаще («Медведь на воеводстве»); малообразованные купцы-орлы пытаются поучать («Орел-меценат»). А вот народ — это замученный, забитый, узкогрудый коняга, вся жизнь которого проходит в беспросветном труде. И никогда не найти ему правды, как и ворону – челобитчику, герою одноименной сказки.

Стремясь донести до читателей свои мысли о будущем России, ее прекрасном народе, Салтыков-Щедрин был вынужден прибегать к самым разным художественным приемам: гипербола, антитезе, эзопову языку. Но чаще всего мы все же встречаемся с аллегорией. Именно она пронизывает одну из самых известных сказок Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Перед нами жизнь обыватель, боящегося всего на свете, ведущего жизнь замкнутую и очень скучную. Благодаря своей осторожности, пескарь прожил долго, а перед смертью вдруг задумался: «Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? – Жил-дрожал и умирал-дрожал». Какой страшный итог! Этот уже не политическая сказка, она приобрела общечеловеческий смысл. И в этом, мне кажется, главная заслуга сатирика Салтыкова-Щедрина.

Да, со времени создания «сказок для детей изрядного возраста» прошло более полутораста лет. Они были актуальны и необходимы тогда, но, я считаю, что мысли великого сатирика не устарели и сегодня. Живы еще обитатели, которых высмеивал писатель, процветает взяточничество и казнокрадство, продолжает царить беззаконие, о чем с такой горечью говорил истинный русский патриот М. Е. Салтыков-Щедрин. Но все же настоящая цель его творчества – найти путь к сердцам читателей, заставить их оглянуться вокруг и сделать свою жизнь лучше – была достигнута. Ведь в сказках всегда зло терпит поражение, и доброе смелое слово мужественного сатирика продолжает жить в его произведениях.

Комментировать