Сочинение — Мой любимый поэт «серебряного века».

Позовите меня, — я прочту вам себя,
Я прочту вам себя, как никто не прочтет…

 И. Северянин

 

Как мне кажется, стихи читать сложнее, чем прозу, потому что  в них главное не сюжет, не событие, а чувства и переживания. Но не всякий стихи затрагивают душу. А вот встреча с поэзией Игоря Северянина стала для меня откровением.

Этот поэт на рубеже эпох, став свидетелем первой русской и Великой Октябрьской революцией, гражданской войны, уйдя из жизни в самом начале Великой Отечественной. Все бурные перемены окружающей жизни, разочарование и надежды, радость и боль отразилась в «поэзиях» Игоря – Северянина. Его поэтический мир затрагивает и волнует необычной изысканностью. Читаешь стихотворение из его первого сборника «Громокипящий кубок» и чувствуешь, как удивительно точно передает поэт радостную атмосферу весенней прелести земли, череду обновления мира!

Шумите, вешние дубравы!
Расти, трава! Цвети, сирень!
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день!

А как поражают неожиданные словосочетания и их музыкальная распевность. Разве можно оставаться равнодушной к такой строке: «Я выпил грез фиалок фиалковый фиал…»?

Для меня Северянин – это прежде всего весенняя чистота, наполненная ароматом фиалки, ландыша, сирени, это голубая дымка, сквозь которую видны нелесные контуры предметов, людей. Поэтические строки Северянина хочется повторять, как какое-то магическое заклинание:

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненной Вы проходите морево…

Но, пожалуй, более всего меня тронули в «Громокипящем кубке» стихи Северянина о любви. Удивительные, необыкновенные строки очаровывают, наполняют душу прекрасной мелодией этого чувства:

Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж…
Королева играла – в башне замка – Шопена.
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

Заканчивая сборник, Северянин провозгласил:

Я, гений Игорь – Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!

И что бы ни случилось с поэтом в его нелегкой жизни, он всегда был уверен в себе, в своем гении. А было необычное самоупоение собой, что вытесняло из северянинских изданий светлое восприятие души, была резкая критика, уличающая поэта в «отсутствии знаний» и «неумении мыслить».

Но несмотря на все это, Северянин в 1918 году был избран «королем поэтов». Это был пик его всероссийской славы, настоящий триумф:

Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре:
Я избран королем поэтов
На зависть нудной мошкаре.

Но «гений Игорь – Северянин», конечно, не мог вечно оставаться в придуманном «фарфоровом» мире. Жизнь властно врывалась на страницы его книги. Поэт пытался сопротивляться: «Я – вне политики…», но талант оказался глубже, гражданская тема победила чистую поэзию.

Трагическая судьба заставила Северянина выехать а Эстонию, стать эмигрантом. Он оказался ненужным ни «белым», ни «красным». Но и в таком положении не уставал Северянин давать вечера, на которых призывал к естественной жизни, к миру, веселью. Да, вопреки всему, жизнь продолжается, утверждает поэт:

Весенний день горяч и золот,
Весь город солнцем опылен…

И кажется, что нет ужасов войны, раскаты боев навсегда смолкнет, настал вечный мир. В Эстонский период стих Северянин становиться простым, точным, емким. Но не покидает поэта ностальгия. Россия рядом: туда спешит по Финскому заливу пароход, оттуда над полями и лесами пролетал ветерок и освежал лицо. А он не мог сесть в поезд и выехать в родной город на Неве. Все «наболевшее» вобрала в себя лучшая книга Северянин «Классические розы». Россия – главная темя в ней. С легкой грустью, с лирическим подъемом вспоминает поэт былое, признается в любви к России и наперекор всему верит в ее возрождение:

Много видел я стран и хуже ее –
Вся земля мною нежно любима.
Но с Россией сравнить?…С нею – сердце мое,
И она для меня несравнима!

А в стихотворении «Классические розы» Северянин сумел создать образ русского поэта в переломную эпоху, вложить в три строфы целую жизнь.

В первой строфе поэт вспоминает «те времена», «когда сердца людей были полны прозрачных и ясных грез», когда жива была любовь и «свежи были розы». Вторая строфа дает ощущение горечи от того, что жизнь проходит, «нет ни страны, ни тех, кто жил в стране». Остаются только «розы воспоминаний».

Последние строки – завершающий этап жизни. Есть еще надежда на будущее, но уже слышится роковое предчувствие:

Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенный в гроб!

Именно эти строки выбиты на могильной плите замечательного русского поэта.

От «Громокипящего кубка» до «Классических роз» — трудный, трагический путь в русской поэзии Игоря Северянина. Поэт верит в то, что останется в памяти читателей и после смерти и сто никогда не завянут розы не его могиле. Время подтвердило веру русского поэта в силу Поэзии. Его правоту доказала сама жизнь, возвратившая нам из долгого забвения поэта Северянина – «поэты больших линий и больших вещей».

Комментировать