Сочинение на тему: Русская деревня в современной прозе. Солженицын.

Русская деревня…Произносишь это словосочетание и невольно вспоминаешь свою родину: родной дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти труженики, и их крепкие и мозолистые руки.

Многие писатели не обошли в своем творчестве судьбу русской деревни. Одни восхищались деревенской природой и «учились в истине блаженство находить», другие видели истинное положение крестьян и называли деревню нищей, а ее избы – серыми. Из рассказа И.А. Солженицына «Матренин двор» я узнала о жизни русской деревни в пятидесятые годы. Время, о котором пишет Солженицын, по его мнению, — один из самых страшных провалов в русской истории. Это период, когда святое начато в русской душе было ослаблено, гуманистическое – еще не привито, звериное же не только не укрощено, но, напротив, получило свободу. В произведении показано, как сильно изменилась жизнь, душа и направленные ориентиры крестьянства после внедрения колхозов и проведения коллективизации. Крестьяне были лишены собственности, они потеряли стимул к работе. А ведь крестьянство во время Великой Отечественной войны прокормило всю страну. Жизнь крестьянина, его быт и нравы можно понять, прочитав это замечательное произведение.

Итак, герой рассказа приезжает в Россию, в чудесную русскую глубинку с ее вечными загадками , незаурядными личностями и самобытными характерами. Ему хотелось затеряться в нутряной России, не изуродованной цивилизацией, где-нибудь там, где его не достанут ни радио, ни телевизоры, где «все в мире молчит». Объездив несколько деревень, ему люба стала та, где жила женщина лет шестидесяти, Матрена. Это место было похоже на многие того времени. Оно не отличалось богатством, а, наоборот, поражало бедностью. Перед глазами главного героя предстает главный быт крестьянства. Рассказчик видит до какой степени оно обнищало. В доме Матрены можно жить только летом, да и то в хорошую погоду. Но сколько «тепла», «четкости», «задушевности» чувствуется в описании этого скромного жилища и его обитателей: «Иногда ела кошка и тараканов, но от этого ей становилось не хорошо. Единственное, что тараканы уважали, — это черту перегородки, отделившей устье от … чистой избы

Я не встретила подробного, конкретного портретного описания хозяйки дома. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором – «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Но тем не менее к концу рассказа предстал предо мной облик героини, потому что уже в самой тональности повествования, подборе «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко синей, теперь укороченных, — и грел этот отсвет лицо Матрены». При чтении запоминается плавная, певучая, исконно русская речь Матрены, начинающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». Пятнадцать лет назад она была замужем и имела шестерых детей. Но муж не вернулся с войны, а дети умирали один за другим, не дожив до года. Жила она бедно, убого, одиноко – «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все ее хором осуждали, что смешная и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая. Мир Матрены в ее темноватой избе – то как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. При жизни родня начинает делить дом. Полуразрушенную горницу перевозят на тракторе. Казалось бы, героиня должна сопротивляться. Но нет – она решается помочь в транспортировке бревен. И если бы Матрена пошла ночью на железную дорогу и не стала толкать повозку через рельсы, то была бы жива.

Да, много горе и несправедливости пришлось хлебнуть Матрене не своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немощь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы. за четверть века наломала спину она себе в колхозе изрядно: копала, сажала, таскала огромные мешки и бревна, была их тех, кто по Некрасову, «коня на скаку остановит». И все это «не за деньги – за палочки». «Сердилась Матрена на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала. По первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины – наиболее выразительная, вопиющая. Задаешься все время вопросом: «Почему так? Когда и что определило судьбу Матрены?»

А было это – совершенно бескорыстие, согласие с судьбой, гармония с миром, даже если он жесток или равнодушен по отношению к ней, природная неспособность попенять на судьбу, на людей, на время, на власть – это все характер праведника. Люди меняются и становятся жестокими, но Матрена сумела сохранить в себе человека. Я думала что Солженицын прекрасно показал чисто русский характер Матрены. В своих размышлениях я прихожу к горькому выводу. Неуютно и холодно Матрене в родном государстве. Она одинока внутри большого общества и, что самое страшное, — внутри малого – своей деревни, родных, друзей. Значит, неладно то общество, система которого добавляет лучших. Из отдельных частей, деталей складывается воедино облик русской деревни. Постепенно произошла тут подмена интересов живого, конкретного человека интересами казенным, государственным. Уже не пекли хлеб, не торговали съестным – стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мук все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега. Долгие годы пила Матрена без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, она уже и не рада была: гоняли ее бумагами по канцеляриям несколько месяцев – «то за точкой, то за запятой». Все это привело к тому, что произошло искажение нравственных устоев и понятий. Людьми движет жалость и озлобленность.

Да, далеко не радостное впечатление оставляет нарисованная автором картина. Оказывается, колхозный строй не оправдал себя, он не может прокормить страну и создать нормальную жизнь у крестьян. Но писатель не показывает идей, как нужно изменить мир, он просто, правдиво, без прикрас описывает русскую деревню. И в этом, по-моему, его истинная заслуга. Из множества других произведений о деревне, рассказ «Матренин двор» показал народу, да и мне, суровую правду жизни. Несмотря на то, что произведение было написано более 40 лет назад, проблем у современной деревни не стало меньше. И, мне кажется, их стало еще больше. А решать их предстоит рано или поздно моему поколению.

Комментировать