Тема памяти в лирике Твардовского.

Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущем в ладу…

А. Твардовский

                 В 60-е годы чаще всего в заглавия произведений, выносится Твардовским тема памяти. Так назван цикл стихов «Памяти матери». «Живая боль»,  не дающая покоя, чувство вины и сыновнего неоплатного долга перед родителями, размышление о жизни и смерти, непрекращающийся спор с собой – об этом стихи Твардовского, полные драматической напряженности и исповедальности.

                Строки посвященные матери: — скорбны и лиричны. Эти стихи будто плачь по той, чья судьба сложилась так трудно,  по той, которая дала жизнь, по той единственной, которую «до самой последней разлуки» можно назвать мамой. Характер переживаний, раздумий и тревог поэта за судьбу человека и человечества определил и многие особенности его послевоенной лирики. В ней ощущаются и личное начало, и сосредоточенности на больших вопросах бытия, сущности человеческого счастья, предназначения художника.

Мне кажется это не воспоминания о прошлом, а, скорее взгляд в будущее, содержащие отзвуки героических и драматических военных лет. Ну, и конечно, нельзя обойти молчанием финальный труд жизни Твардовского – поэму «По праву памяти», написанную в конце 60-х годов.

Наверное «Эта» поэма родилась у Твардовского как акт сопротивления. Сопротивления законам того времени, в котором ему пришлось жить. А было это Время, пара острая, принципиальная критика стала затухать, а вместо нее все отстали все проступала хвала современности, якобы очищенные от культа личности. Тогда-то и появилось стремление забыть, замолчать о далеко неизжитой народной трагедии :

Забыть, забыть селят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую боль. И чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль – забыть!

Забыть родных и близких лица…

В центре поэмы – образ отца, человека – труженика, объявленного врагом народа, попавшего под раскулачивание:

Он, может, полон был гордыни,

Что вдруг сошел за кулака.

Ошибка вышла? Не скажите,-

Себе внушал он самому…

Горький, но справедливый вывод станет итогом горячего, взволнованного монолога поэта, его раздумий о пережитом!

… за всеобщего солдата

Мы оказались все в ответе,

И длиться суд десятилетий,

И не видать еще конца.

Все наши нравственные и духовные ценности опираются на память. Мы «пронизаны» нашей памятью, оно участвует в любом нашем побуждении, выборе, поступках. Чудо памяти. Кто объяснит тебя. Но в одном я уверен: Память – это богатство, достояние человека. Человек, забывший или старающийся забыть собственное прошлое и прошлое своего народа, я уверена, лишается своих корней, превращается в марионетку. И в этом случае память – это нечто вроде духовной прививки против безнравственности.

Таким лекарством от бездуховности можно считать поэзию А.Твардовского, потому что тема памяти стала ведущей в его творчестве.

Но не сразу Твардовский почувствовал потребность обратиться к этой теме. Толчком стала ВОВ

Война – жестче нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – светлее нету слова…

Эти строки написаны Твардовским в 1944 году, когда в огне боев еще «не время» было «вспоминать». Но вот война закончилась. И наступало время памяти, время подведения итогов, время размышления о павших и живых.

Об этом стихотворение Твардовского. «В тот день, когда окончилась война». Во время праздничного салюта наступила «особая минута», минута «прощания со всеми, что погибли на войне». Ведь во время войны те, что живы, что пали – «были наравне», потому что оставшихся в живых сегодня смерть могла настигнуть завтра. Наверное поэтому поэта не покидает чувство вины перед павшими:

Я – ваш, друзья, и я у вас в долгу,

Как у живых, я так же вам обязан.

Мотив единства живых и мертвых, ответственности «за все на свете» станет, пожалуй, лейтмотивом всего послевоенного творчества Твардовского. Так, в 1966 году поэт напишет:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел оберечь, —

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Так, тема воны у Твардовского, соединились с чувством вины и нравственного долга перед погибшими, стала «жестокой памятью». И одно из первых стихотворений, открывающих эту тему в творчестве Твардовского, «Я убит подо Ржевом». Волнующие, тревожные до боли переживания с предельной эмоциональной напряженностью выражены Твардовским в этом стихотворении. Написано оно от лица павшего воина:

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

От имени убитого на войне безвестного солдата поэт сумел передать и величие его подвига, и страстную мечту о мире, и заботу о будущем. Потрясают строки, в которых бескорыстие, великодушие, оптимизм и вера в народную силу и правду, звучат как завещание, из уст мертвого человека. Потрясают, потому что идут они от того, кто никогда не увидит неба и солнца.

Герой Твардовского один из миллионов, что легли в землю без мысли, стали ее частью, перешли в жизнь тех, кто выжил, кто родился потом. Мертвые просят помнить о них, потому что в победе – их «кровная часть», и завещают счастье жить на земле, сохраняя достоинство и в горе, и в ликованье:

Завещаю в этой жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дольше служить.

Поэзия Твардовского обращена и к нам, современной молодежи, обращена к нашим духовно – нравственным поискам и устремлению. К нам «из другого поколения», взывал поэт. Он говорил о необходимости помнить, что история не делится на отрезки, события ее не распределяются по чинам и званиям. Каждый отвечает за все, что было в прошлом, совершается в настоящем и произойдет в будущем.

Комментировать