Анализ стихотворения Тютчева «Она сидела на полу…»

Для меня поэзия – музыка, потому что она волнует душу, заставляет внимательнее вглядеться в окружающий мир, увидеть его красоту. Язык поэзии проникает в самые тайные уголки моей души. Поэты становятся нашими друзьями очень рано, когда мы и читать-то не умеем, но с радостью повторяем вслед за мамой:

Зима недаром злиться,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора…

Эти строки писал поэт, который стал для меня любимым, — Ф. И. Тютчев.

Восприятие стихов менялось с возрастом, я читала более сложные стихи любимого поэта, и захотелось узнать о нем самом, его жизни, его близких, его окружении. Ф. И. Тютчев принадлежал к привилегированному классу, получил блестящее образование (русскому языку его С. Е. Раич, поэт и переводчик), закончил словесное отделение Московского университета. Ему было всего двадцать лет, а он стал уже автором зрелых и самобытных стихотворений. В них – и задушевные признания ( «Ты зрел его в кругу большого света…»), и поэтические картины природы («Весенние воды»), и философские размышления ( «Не то, что мните вы, природа…»).

Но больше всего меня потрясает любовная лирика Тютчева. Поэт был счастлив в любви, не мог жить без любви. Меня всегда поражало, почему, будучи некрасивым внешне, маленького роста, худощавым, он удостоился любви столь прекрасных женщин. В чем секрет обаяния Тютчева? Читаешь его стихи и понимаешь, что он покорял женщин своим интеллектом, возвышенной романтической натурой. Можно ли остаться равнодушной, читая строки:

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподнимешь вдруг…?

В большей части своих произведений поэт скрывает адресата, и только по едва заметным признакам можно догадаться, к кому он обращается. Таково стихотворение «Она сидела на полу…», написанное в 1858 году. Оно посвящено второй жене Тютчева Эрнестине Федоровне, которая вошла в жизнь поэта, как «земное провиденье», помогла перенести боль от утраты первой жены, с достоинством переживала все невзгоды, выпавшие на ее долю.

В первых двух строфах стихотворения перед нами грустная картина: одинокая женщина просматривает старые письма и уничтожает их, словно пытается освободиться от прошлого. Но уже последние строки второй строфы дают понять, как трудно ей забыть пережитое, будто душа расстается с телом:

Как души смотрят с высоты.
На ими брошенное тело…

В третьей строфе звучит голос героини. И хотя поэт не использует кавычки, но через восклицание «о», которым открывается первая и третья строки, он передает мысли женщины, и мы чувствуем, сколько боли испытывает она сейчас. Об этом слова «невозвратимо», « горестных минут», а последняя строка, в которой автор сочетает, казалось бы, несоединимые слова «радость убитой», позволяет почувствовать глубину ее переживаний.

В последней части появляется автор. Мы не видели его до сих пор, потому что он стоял в стороне, но это не безмолвный свидетель – он горячо переживает героине:

И пасть готов был на колени, —
И страшно грустно стало мне…

Мне кажется, грусть поэта рождена чувством вины перед этой женщиной, невозможностью изменить что-либо в их отношениях. Эрнестина Федоровна Тютчева знала о романе своего мужа с Е. А. Денисьевой, но сохранила самообладание, любовь и уважение к нему.

Стихотворение «Она сидела на полу…» написано в жанре энергии. Используя женскую рифму, Тютчев добивается плавного ритма, а многоточие в конце второй и третьей строф требуют неторопливого чтения, с долгими паузами, позволяющими думать о краткости жизни, о том, что в ней больше горького и грустного, чем светлого и радостного.

Ф. И. Тютчев прожил долгую жизнь, полную взлетов и падений, потерь и приобретений, любви и ненависти, радости и горя. Все это мы можем найти в его стихах. Но до конца своих дней звучат в его творениях наперекор всему ноты любви, которая во все времена определяет жизнь человека. Этим и близок мне русский поэт Ф. И. Тютчев. Он научил меня видеть то, чего я раньше не замечала, сочувствовать тем, к кому я раньше была равнодушна, — показал, что такое быть человеком.

Комментировать