Сочинение лирика Тютчева

Мысль Тютчева «…всегда сливается с образом, взятым из мира или природы…»

 Литературовед Л. Озеров сказал о Тютчеве : «Наследник XVIII века, дитя XIX, Тютчев принадлежит целиком нашему XX». А я бы хотел добавить, что и в моем XXI веке без поэзии Тютчева жизнь будет бедна. Наверное, потому что его произведения исполнены истинного самобытного таланта. Поэтическое творчество было для него не утомительной работой, а естественным процессом жизни. Он один из тех поэтов, чьи впечатления сразу становятся поэтическими, повседневные размышления складываются в художественно сформулированные философские выводы.

О лирике Тютчева говорить легко и трудно. Легко, потому что она проста и прекрасна, а ее философский подтекст не в замысловатости фраз – в глубине обобщений. Говорить о лирике Тютчева трудно, ибо исследователи отличают, что «тютчевская лирика – это, наверное, единственная в своем роде лирика – трагедия». Но не говорить невозможно. Своими стихами поэт ронял, как цветы мгновенного вдохновения. В них пульсирует неподдельное чувство и мысль. По-моему, одной из заслуг Тютчева стало то, что он сделал мысль достоянием поэзии. Он «пропустил» ее через сердце. Поэтому его стихотворения – это не ученые суждения, не философские высказывания. Ведь поэт не просто воспроизводит суждения, но изображает переживания, чувства, эмоции, вызванные мыслью о чем бы то ни было: о Боге, о вечном и бесконечном, о жизни и смерти, человеке и природе, красоте и безобразии.

Поэт всегда стремился понять мир, окружающий его. Он воспринимал его таким, какой он есть, и умел при этом замечательно трезво оценивать всю кратковременность действительности. Поэт знал, что любое, «сегодня» или «вчера» есть ни что иное как точка в неизмеримом пространстве времени.

Да, мир Тютчева – сложный и многоплановый. Но он невыразимо прекрасен. «Нет, — мало к тебе пристрастья , я скрыть не в силах мать – земля!» — провозглашает поэт. Познание мира для него – это необходимая способность видеть и слышать дневную и ночную жизнь, созерцать ее и разгадывать ее тайный смысл.

Дневной мир – это мир матери – Земли, видимый и слышимый. Он не враждебный человек и дан ему «в утеху, пользу, назиданье». Оказывается, своей гармоничностью, постоянно обновляющейся красотой природа может спасти человека от одиночества, дать столь необходимую внешнюю поддержку. Природа возрождает в сердце человека жизненные силы, снимая накопившуюся усталость. Именно об этом пишет поэт в стихотворении «Весна»:

Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины,
И сердце как ни полно ран;
Каким бы строгим испытаньем
Вы ни были подчинены, —
Что устроит перед дыханьем
И первой встречею весны!

Но этим прекрасным миром не исчерпывается окружающее человека бытие. День оказывается лишь «златотканым, блистательным покровом», скрывающим за собой что-то могущественное и постижимое.

Но меркнет – день настала ночь;
Пришла – и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами…

Именно во власти черной бесконечности комической бездны тютчевский герой т. Е. бренность своего существования, человеческую обреченность и одинокость перед лицом всепоглощающей вечности.

Тютчев был отзывчив необыкновенно чувствителен к красоте матери чувствителен к красоте матери – Земли. Красота – это разнообразие «дневного мира», нет его – нет жизни. Красота – прежде всего в цветение природы, и он любит рисовать «цветущий мир», «цветущие блаженство мая», «яблонь, цветами убеленные», розы в «жарком румянце». Прикосновение к этому миру дает действительно подлинное блаженство. Поэт любуется утренним светом, блеском и движением морской волны, радужным видением не небо, златыми облаками, сияющим, огнецветным фонтаном, сияющими в вершинах снежных гор, блеском свежей, омытой грозой листвы. Природу Тютчев одухотворяет, одушевляет, он в его изображении живая и очеловеченная:

И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы.
Как бы горячих ног ее
Коснулись ключевые воды.

В его стихах «сладко дремлет сад темно-зеленый», гром, «резвясь и играя, грохочет в небе голубом», « зима недаром злиться». Природа, утверждает поэт, — «Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Природа, любовь – это бесценный дар, данный нам жизнью. Глубокое чувство наполняет стихи Тютчева о любви. Любовь есть одно из самых прекрасных явлений на Земле. Но любовь не вечна, она проходит. Тютчев сравнивает любовь со сладким сном, о котором рано или поздно, но «должен, наконец, проснуться человек…» Поэтому, быть может, стихотворение, посвященные теме любви, звучат так трагично. Любовь – «союз души с душой родной», но и «поединок роковой», «борьба неравная двух сердец». Любовь может быть «убийственна:

И кто в избытки ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений –
Самоубийство и Любовь!

В одном и том же стихотворении может говориться о смерти и о любви к жизни. Любовь вызывает в лирическом герое не только определенные эмоции, но и глубокие размышления о жизни и смерти, верности и мгновении, личности и обществе. Переживание любви заставляет его задуматься над вечной философской темой: человек ничтожен в мироздании, но он мыслит и чувствует и в этом велик.

В лирике Тютчева поэтически воплощены и самые роковые вопросы бытия, и тончайшие оттенки любовного чувства, и поразительно одухотворенные пейзажные зарисовки. Трудно выделить какую-то одну грань в его творчестве. И все же, надо сказать, более всего известен Тютчев как поэт – мыслитель. Но поэт особенного дарования. Потому что мысль Тютчева, как писал Тургенев, — «никогда не является читателю нагою и отвлеченною, она всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы». Именно поэтому мне нравиться творение Тютчева.

Еще мне нравиться, что в своих стихотворениях Тютчев не предлагает читателям готовых ответов, а страстно ищет истину.

Вот уже 200 лет прошло со дня рождения великого нашего земляка. Но его живая мысль бьется над загадками бьется, а мы и сегодня ощущаем ее мощную энергию, следим за ее напряженным движением. Она никогда не преподносит как урок, как назидание, она всегда открытие.

 

Комментировать