Сочинение на тему: Борьба добра и зла в романе Ирвинга «Сонная лощина»

Зло в романе носит мистический характер, представая перед читателем в образе духа, нагоняющего на обитателей лощины ужас и страх, — всадника без головы. Добром же являются сами люди, или, по крайней мере, они считают себя представителями светлой стороны. Борьба между добром и злом, в большей мере, внутренняя, скрытая, она чувствуется, но не изображается наглядно, что весьма усложняет её понимание.

Не стоит забывать о том, что обитатели Сонной лощины склонны веровать в предания, сказания и суеверия, а, значит, их всадник без головы может оказаться просто фикцией, чьей-то оригинальной выдумкой. В таком случае выходит, что зло в романе – это сами сказания, передаваемые, как великие произведения, из уст в уста. И стоит ли верить Брому Боне, когда он описывает состязание в скачке с безголовым призраком? Ведь его история, скорее всего, рассказана с целью запугать учителя Икабода, весьма некстати метившего в мужья Катрине. Девушка была симпатична самому Брому, а посему он решил устранить наивного и доверчивого противника своеобразным методом: запугав его и заставив поверить в реальность происходящего. Выходит, всадника не существует, или, по крайней мере, он не появляется на страницах романа, оставаясь реальной, значимой фигурой лишь для второстепенных персонажей.

Призрак во все времена являлся олицетворением зла, чего-то дьявольского, неземного, потустороннего. Именно поэтому его появление всегда становится причиной переполоха, череды несчастий и неудач. Но в романе «сонная лощина» присутствие всадника без головы не вызывает у меня привычной ассоциации со злом: главный герой изображается со слегка ироническим оттенком, что дает читателю право чувствовать легкость и непринужденность повествования, а это никак не может сочетаться с дурными, страшными событиями. Но все же, в романе не может быть иного зла, кроме несчастного призрака, ибо другие персонажи типичны: они обладают рядом общих, присущих всем обитателям лощины, свойств, а также создают незначительные, разрешимые конфликты между собой.

Борьба добра и зла в романе окутана вуалью тайны: она незаметна для читателя, и в то же время очень важна для героев произведения. Рождаются легенды, сказания, суеверия…но зачем они? Не от скуки ли персонажей, живущих в лощине? Думаю, сам эпитет, данный лощине – «сонная», свидетельствует о флегматичном нраве её обитателей. Они, существуя в мире собственных грез и выдумок, создают собственную среду, рабами которой сами и становятся. Вымышленный призрак, явившийся причиной страха людей, облачается в образ зла, аппозицией которому должна стать человеческая смелость и сила. Эти качества есть у Брома, но их нет у его соперника Икабода, который, в итоге, выступает как жертва собственных предрассудков. Тогда борьба добра и зла уже переносится во внутренний мир учителя: он, судорожно вспоминая финал истории Брома, заостряет внимание на месте события – вблизи церкви. Именно там призрак, согласно рассказанному, исчезает, почувствовав силу добра и света. Здесь появляется контраст: дух, олицетворяющий паранормальное явление, и обычный, деревенский человек, пусть даже не реально, но в созданном воображением Икаборда мире, встречаются и вступают в неравную схватку. И учитель проигрывает её, выбитый с коня головой всадника. Но как мы узнаем потом, это была вовсе не голова, а тыква, сыгравшая очень ироничную, и в то же время ключевую, роль. Выходит, что борьба добра и зла в романе – лишь фикция, выдумка, порожденная богатым воображением населения лощины.

Комментировать