Сочинение на тему: Мое понимание заглавия «Красное и черное»

Роман Стендаля «Красное и черное» до сих пор вызывает множество споров по поводу названия. Многие осмеливаются высказывать даже самые непредсказуемые версии: к примеру, что такое название – дань моде или просто способ выделиться. Действительно, на первый взгляд кажется, что заглавие не соответствует содержанию романа, никак с ним не соотносится. Постараемся разобраться с этой загадкой.

Ромен Коломб, душеприказчик и первый биограф Стендаля, в биографической заметке о своем покойном друге писал: «Уже больше года я видел на письменном столе Бейля рукопись, на обложке которой крупными буквами стояло: «Жюльен»; мы никогда об этом не разговаривали. Как-то утром, в мае 1830 года, он вдруг прервал беседу, которую мы вели, и сказал мне: «А что если мы назовем его «Красное и черное”»». Не понимая, что он имеет в виду этой фразой, не имеющей никакого отношения к предмету нашей беседы, я спросил его, что это значит. Но он, продолжая свою мысль, ответил: «Да, его нужно назвать «Красное и черное»». И, взяв рукопись, он заменил этими словами название «Жюльен»». Ромен Коломб так и не понял смысл этого названия и склонялся к тому, что странное наименование было просто уступкой тогдашней моде и придумано, чтобы обеспечить роману успех. Поскольку, действительно, странные названия были модны в 1820-1840 годах. Но Стендаль выбрал не совсем яркие слова для заглавия, в них нет ничего поражающего, необычного, запоминающегося. Так что этот вариант, скорее всего, маловероятен.

Попробуем пойти другим путём. История Франции XIX века, как и практически Европы XIX века, — это история революции, Наполеона, Реставрации и опять революции. А цвет революций, свободы, идей равенства и братства, цвет крови человеческой, которой часто бывают оплачены эти идеи, один — красный! Красный цвет также символизирует победу, стремление к цели, уверенность. Цвет реакции и подавления, реставрации и угнетения тоже один – черный. Автор в названии образует их взаимосвязь, указывая, несомненно, на антитезу. Но он также не исключает взаимодействие цветов и созданных ими образов, соединяя эти слова в заглавии соединительным союзом «и». Не случайно Стендаль дал роману емкий подзаголовок, назвав его «Хроникой XIX века». «Красное и черное» — это два цвета эпохи, отраженной, как в зеркале, в одной стране — Франции XIX века.

Название романа подчеркивает, как мне кажется, основные черты главного героя. Жюльен, окруженный посторонними, обеспеченными, враждебными ему людьми, бросает вызов судьбе, пытаясь занять выгодную позицию и показать себя. Для этого требуется мобилизовать все силы, использовать все доступные ему средства. Примечательно, что Жюльен умирает, добившись своего: поняв, какую женщину он любит, а значит, в счастье. Это  жизнь, обмытая, как кровью, красным, стремительным цветом. Черный цвет же символизирует отрешенность, ведущую к пустоте, смерти. Это некого рода хандра, периодически одолевающая Жюльена. А потому красный и черный — это также цвета жизни и смерти, жизнелюбия и отказа от всего земного, любви и тщеславия, цвета жестокой противоречивой борьбы в душе главного героя, честолюбивых устремлений и душевной чистоты. В этом и состоит, на мой взгляд, символический смысл названия романа Стендаля.

         Существует множество предположений по поводу названия романа «Красное и черное». Конечно, очевидно, что после смерти самого автора мы не сможем узнать истинную причину, побудившую его сделать выбор в пользу трёх этих слов. Свое собственное мнение на эту проблему я изложила выше.

Комментировать