Сочинение на тему: Мотив смерти в романе «Посторонний»

Тема смерти пронизывает все произведение, придавая ему оттенок грусти, сырой печали и тоски. Но смерть не является олицетворением чего-то ужасного, поддерживая спокойствие и необъяснимо-странное равновесие. Создается ощущение покорности и равнодушия, которым козыряет главный герой, как главным своим достоинством.

Смерть – это, в первую очередь, неизвестность. Но Мерсо для себя уже давно приоткрыл эту завесу тайны, еще тогда, когда умерла его мать. Это не радужное известие он встретил не так, как встречают столь страшные новости, а с равнодушием и невозмутимостью, что весьма нехорошо характеризует его. Я считаю, что поступок Мерсо ужасен по своей сути. Герой даже не соблюдал траура, хотя при смерти близкого родственника это должно являться не необходимостью, а требованием морального состояния, невозможностью присутствия иного настроение. А настроение, как ни странно, у Мерсо было более, чем просто хорошее: он решает прогуляться к морю и искупаться. У меня такой поступок вызвал шок, поскольку он буквально не вписывается в рамки нравственности и морали. Думаю, не только я не смогла понять, как можно после такого удара, такой потери отправиться на пляж и завести там роман. Это говорит о ветрености и несерьезности главного героя, а также о его простом, слишком банальном отношении к жизни. Здесь Камю дает читателю повод для размышлений, состоящий в своеобразной характеристике героя, и тем самым задает трагический пафос произведения.

После ряда событий, приведших к приговору Мерсо к смерти, мы вновь сталкиваемся со смирением и беззаботностью. Казалось бы, нет ничего страшнее потери жизни. Однако это не смущает героя, будто бы он знает о том, что будет существовать дальше, но уже в другом теле. Возможно, и правда, его удивительное спокойствие объясняется верой Мерсо в реинкарнацию. Герой не говорит об этом в открытую, но такой вывод можно сделать исходя из его необычного поведения. Он не верит в Бога, так что говорить о продолжении жизни души на небесах не приходится. В нем нет ни капли религиозности: на священника, пришедшего исповедать приговоренного перед казнью, обрушивается шквал злобы и ругани. Все эмоции, весь негатив, который скопился в Мерсо, выливается на священнослужителя. Герою не нужно очищение души: он считает, что всё в его жизни было сделано не зря, но все же в ней нет ничего такого, из-за чего следовало бы хотеть остаться в этом мире. Поэтому смерть для него становится лишь стадией, которую нужно пройти, чтобы подняться на следующую по количественным, но не качественным соображениям, ступень.

В конце романа, перед самой смертью, герой чувствует её холодное, сырое дыхание. Но он не боится. Напротив, он готов следовать дальше, готов прожить всё, что с ним было, заново. Создается ощущение, будто жизнь для него представляется бесконечностью, будто душа существует постоянно, только в разных телах. Я считаю, что мотив смерти – ключевой во всем романе. С его помощью раскрывается представление главного героя о жизни, что является самым важным представлением вообще.

Комментировать