Сочинение на тему: Мотив совершенной красоты в романе «Парфюмер»

Красота во все времена являлась предметом наслаждения, как мужчин, так и женщин, независимо от их возраста и материального положения. Зюскинд создал свой роман «Парфюмер», базируясь именно на этом неощутимом понятии, придав ему признаки идеальности и неземного совершенства.

Жан-Батист Гренуй не является олицетворением прекрасного, напротив, в нем есть та частичка грязного и отталкивающего, которая и порождает в нем мысль о его несовершенстве и неполноценности. Надежды на обретение красоты герой возлагает на создание чудесного, волшебного аромата, сочетающего и чистоту, и таинственность, и нежность. Секрет этого совершенства он находит в притягательных телах молодых, едва сформировавшихся женщин, еще неопытных, не скитавшихся по пронизанным сыростью и людским злословием, дорогам жизни. Прелесть аромата юных девичьих тел и порождает у Гренуя безумно страшную, но все же гениальную идею заключить этот одурманивающий запах в сосуд. Тут, я думаю, в полной мере, и раскрывается мотив совершенной красоты в романе. Дело в том, что красота – это неоднозначное, слишком многогранное понятие, об истинности которого можно судить лишь после самостоятельного рассмотрения, ощупывания и любования. Любая красота хороша лишь в своем первоначальном, нетронутом виде. Именно поэтому человек и восхищается природой, до которой еще никто не дотрагивался. Также и женское тело: оно дышит чистотой и нежностью, веет любовью, теплотой, лаской, манит, притягивает, но только тогда, когда оно живет. Заключить совершенную красоту в сосуд – все равно, что уничтожить ее. Жан-Батист, не зная этого, надеялся на создание великого, одурманивающего аромата, но его побуждения были отнюдь не благими, а красота, как известно, в неумелых руках становится страшным оружием, способным «выстрелить» не в том направлении. «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой», — говорил русский композитор Михаил Иванович Глинка. Гренуй на пути к воплощению своей гениальной идеи совершал убийства. Этот факт, несомненно, доказывает нечистоту его помыслов. А значит, создание совершенной красоты героем не может воплотиться в реальность. Передать всю ее тонкость и манящую таинственность человек с грязными побуждениями не в силах.

Гренуй хотел добиться от окружающих любви к себе, чтобы не выделяться из толпы и не быть предметом косых и неодобрительных взглядов. С детства он брошен на произвол судьбы и вынужден работать в неблагоприятных условиях. Действительно, он вызывает жалость в некоторых моментах по ходу чтения романа. Но сопоставимо ли его безумное желание с его жалкой жизнью? Я считаю, нет. Причинять боль другим ни в праве ни один из нас, даже под влиянием важных, глубоких, некоторыми обстоятельствами обоснованных причин. Когда Гренуй встретил свою первую жертву, он потерял разум и самообладание. Почувствовав, как благоухает совершенная красота, герой загорелся жгучим желанием обрести ее самому, завладеть ее великолепным запахом, соскоблив его с юного, прекрасного тела. Как может совершенная красота держаться взаперти, томиться в стеклянных оковах непривлекательного сосуда? Об этом Жан-Батист, к сожалению, не подумал, что и стало причиной ужасных по своей сути дальнейших событий.

Мотив совершенной красоты в романе «Парфюмер» доминирует, красной нитью он проходит через все произведение. Возможно, он даже идеализирован  Зюскиндом для усиления читательского восприятия происходящего. Как бы то ни было, совершенная красота показана автором в необычном, невиданном ранее виде. «Гений чистой красоты» Пушкина в сравнении с пониманием этого понятия Зюскиндом –  доступное любому взгляду наслаждение, а для признания красоты в «Парфюмере» нужно не только увидеть, но и почуять, уловить ее аромат.

Комментировать