Сочинение на тему: Трагедия повседневности в романе «Жизнь»

Само слово жизнь подразумевает под собой наличие повседневности в определенном, конечно, количестве. Герои романа Мопассана обречены самим автором на вечную, однообразную, скучную повседневность, которая убивает и разрушает жизни. Здесь взаимодействие жизни и повседневности лишено пропорций, что и превращает судьбу прекрасной, веселой, целеустремленной девушки Жанны в трагедию.

Минорных настроений не чувствуется в начале романа, где описаны позитивные события счастливой, благополучной семьи. Лишь дождь портит всю картину, словно напоминая о том, что мир соткан не только из веселого и радужного. Любопытно, что дождем начинается и завершается повествование в романе. Капли воды с неба, подобно каплям слез, окольцовывают произведение, образуя замкнутый круг, ассоциирующийся с вечностью, скукой, обыденной грустью. В начале романа Жанна смотрит на дождь из окна, возмущаясь, что он идёт именно сейчас! Сейчас, когда нужно ехать в родовой замок с родителями на все лето. Девушка, как мне кажется, здесь противится серой повседневности, представленной в лице хмурого дождя. Для неё открывается жизнь, свобода, полная неведанных ранее волшебных ощущений. Мопассан дает нам изначально антитезу: жизнь и смерть, радость и горе, веселость и скука, которую по ходу действия романа сводит на нет. По-моему, это очень важный момент, на который стоит обратить внимание, рассматривая вопрос о трагедии повседневности.

Само выражение «трагедия повседневности» мне очень знакомо. Конечно, не из жизненного опыта, а из трудов как русских, так и зарубежных писателей. А.П. Чехов внедряет повседневность в пьесу «Вишневый сад», что тоже становится своеобразной трагедией. Мы также можем наблюдать, как она высасывает жизненные силы из героев, оставляя после себя пустоту и неизвестность. В романе «Жизнь» через повседневность раскрываются характеры героев, определяющие их способности бороться с этой скучной однообразностью. У Розали хватило сил выбраться из замкнутого круга на волю, о чем свидетельствует описание автора ее состояния на период возвращения к уже ослабевшей Жанне. Значит, трагедия повседневности – есть не что иное, как результат собственной деятельности или бездеятельности, которого можно избежать путем собственного желания и приложения сил к его воплощению. Как бы то ни было, мне всё равно жалко Жанну, не сумевшую справиться с неожиданно навалившимся на нее комом событий. Бесконечная череда однообразных событий, ведущих к чьей-то смерти или к ее собственным огорчениям и переживаниям, вымотала, высушила ее, оставив доживать, а не проживать свои последние дни. Но жизнь продолжается — не такая плохая, как о ней думают другие, но и не такая хорошая, как о ней говорит Розали. Возможно, этим Мопассан хочет сказать, что жизнь – это и есть повседневность. Только для того, чтобы она не поглотила своим безмолвием и скукой, необходимо бороться, поддерживая равновесия между допустимым и зашкаливающим ее количеством.

Роман, как я уже говорила, заканчивается дождем. А именно Розали и Жанна вспоминают, какой нескончаемый был дождь, когда они ехали в «Тополя» из Руана. Действительно, слово «нескончаемый» идеально гармонирует с темой повседневности, которая тянется будто бы вечность. В романе трагедия этой повседневности показана как целая жизнь, которую предвкушали, пытались опробовать, прочувствовали и теряли.

Комментировать